• ...




Рим, Вечный город - Колизей


kolizej1.jpg kolizej2.jpg kolizej3.jpg

Италия – красивейшая страна со своими живописными достопримечательностями и древними городами. Самым интересным с точки зрения исторического прошлого является столица Италии – Рим. Не зря его второе имя – Вечный Город. Он считается старейшим городом в мире, его основание датировано VIII веком до нашей эры. Он пережил много войн, мятежей, стихийных бедствий и разрушений и до сих пор не теряет своей величественности и красоты. Впервые Вечным Городом Рим был назван за столетие до начала нашей эры в произведении римского писателя Альбия Тибулла. И, конечно же, всемирно известной достопримечательностью Рима были, есть и будут развалины Колизея.


Этот древний стадион для гладиаторских игрищ подвергался разрушению не одно столетие, но и по сей день у туристов захватывает дух при одном взгляде на него. Колизей еще называют «Гербом Рима», это действительно уникальный в своем роде отличительный знак города, такой же, как и Эйфелева Башня для Парижа. Когда-то очень давно, во времена правления императора Нерона на месте стадиона был пруд с лебедями, украшающий Золотой Дворец. Позже вместо него был возведен огромный амфитеатр, вмещающий 70 тысяч зрителей, в котором проводились цирковые представления. Он был открыт для посетителей в 80 году до нашей эры, и в честь этого торжества игрища длились 100 дней без перерыва, во время которых погибли 2000 участников («гладиаторов») и 5000 диких животных. Происхождение названия «Колизей» до сих пор достоверно не известно. Одни источники обращают внимание на «колоссальные» размеры стадиона, другие считают, что всему виной огромная статуя Нерона по соседству высотой 35 метров, также имеющая название «колосса». Изначально амфитеатр назывался по имени Флавиев, а современное название получил уже в Средневековье.

Колизей во времена своей славы поражал своими грандиозными размерами. Это была арена овальной формы, вокруг которой располагались трибуны для зрителей. Окружность всего стадиона составляет 524 метра, длина арены около 86 метров, ширина 54 метра. Высота стен Амфитеатра Флавиев достигает 50 метров. Колизей строился из травертинового камня, глыбы которого соединялись металлическими скобами и без использования раствора. Позднее эти скобы были изъяты. Внешне Колизей представлял собой арки в три яруса, между которыми находились полуколонны. Над верхним ярусом есть еще четвертый, идущий сплошной стеной с оконными проемами. На арене друг напротив друга находилось четыре выхода для участников соревнований. Зрители попадали на свои места через 76 входов в виде арок. Такое количество входов позволяло избежать давки среди людей. Сиденья возвышались также ярусами, самый нижний (подиум) предназначался для императора и приближенных лиц. От арены его отделяло высокое заграждение, не позволяющее зверям проникать в ложу. Далее следовало три яруса мест для обычных зрителей, и чем ниже располагались места, тем почетнее они были. Первый ярус (ныне полностью разрушенный) предназначался для знати и высших верст населения. На втором располагались обычные римляне. Третий ярус был отделен от второго высокой стеной, на его места допускались представители низших классов и сословий. Клетки со зверями находились под ареной, рядом с фундаментом внутренней стены.

Церковь негативно относилась к этому грандиозному сооружению. Ни один христианин не был убит на арене Колизея. Но бои звериные и гладиаторские процветали, и каждое празднество становилось пышнее предыдущего. Самое грандиозное торжество было устроено в честь тысячелетия Рима, в 248 году. Когда в Римскую империю пришло христианство, император Гонорий упразднил гладиаторские бои. Это произошло в 405 году. Но звериные бои продолжались еще вплоть до 526 года.

Когда Рим подвергся нападению варваров, Колизей был основательно поврежден. На протяжении нескольких веков за владение Амфитеатром состязались состоятельные итальянские семьи, реставрацией никто не занимался. Римские папы также относились к памятнику архитектуры очень небрежно. Скрепляющие скобы были использованы для переплавки, а из каменных глыб было построено не одно здание. Все статуи и барельефы были разрушены как языческие символы. Лишь в XVIII веке папа Бенедикт XIV озаботился судьбой памятника. Посреди арены был установлен крест, вокруг которого располагались алтари. Все это было убрано в XIX столетии.

Муссолини хотел восстановить Колизей полностью, но все попытки приводили к еще большему разрушению. Сейчас от бывшего грандиозного сооружения осталась лишь третья часть. Руины обновили, привели в порядок, его посещения разрешены в отведенные часы. И несмотря на то, что две трети стадиона утеряны безвозвратно, оставшаяся часть не менее величественна и прекрасна.